Ярослав Мудрый и Ирина

Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего.
Н.К.Рерих
А.Орленов. Ярослав Мудрий
Один из сыновей Великого князя Владимира - Ярослав Мудрый (979 - 1054), с 1036 г. - единый правитель Русской земли, обрученный с самой Божественной Премудростью - Софией, которой он воздвиг до сих пор существующий в Киеве Храм, именуемый Софиевским Собором, был человеком высоких нравственных убеждений и качеств. Он наполнил центр Киевской Руси, мать городов русских, не только новыми культурными памятниками, но и книжной мудростью, так как сам очень любил книги. Можно назвать Ярослава строителем высокой культуры и объединителем государств. Он был женат на дочери шведского короля Оласа Ингигерде, в христианстве получившей имя Ирина. Это была образованная культурная женщина, содействовавшая всем реформам мужа. Она дала ему прекрасных детей, благодаря которым Киевская Русь укрепила международные связи. 
Трех своих дочерей Ярослав выдал за королей разных стран. Анна стала королевой Франции, Анастасия - Венгрии, Елизавета - Скандинавии. Два его сына обручились с германскими принцессами, а один - с дочерью греческого
 императора Константина Мономаха.

Ірина Володарівна
Супруга Ярослава Мудрого - княжна Ирина родила и воспитала детей, которые содействовали реформам отца и хранили между собой единение. Это было не характерно для русского государства, так как князья вели здесь непрестанные войны. Время княжения Ярослава стало удивительным периодом цельности, могущества и красоты. 
Летопись так повествует о князе Ярославе Мудром: "Заложил Ярослав город великий Киев, у этого града есть Золотые Ворота. Заложил и церковь святой Софии, митрополию и еще церковь на Золотых Воротах святой Богородицы Благовещенья, еще Святого Георгия монастырь и святой Ирины. Любил Ярослав церковные уставы и книги и читал часто ночью и днем и переписал книги многие: сеял книжные словеса в сердца верных людей, а мы пожинаем ученье книжное. Книги есть реки, наполняющие Вселенную, из них исходит мудрость, в книгах живет неисчислимая глубина. Ярослав же любил книги, многие поместил в церковь святой Софии, другие создал сам, украсив золотом и серебром. Радовался Ярослав, видя множество церквей".

Это первое яркое известие летописи о созидательстве, об искусстве.
Восторг Ярослава при виде блистательной Софии был велик. "Это было восхищение культурного человека, почуявшего памятник, ценный на многие века. Так было; такому искусству можно завидовать; можно удивляться той культурной жизни, где подобное искусство было нужно.

Не может ли возникнуть вопрос: каким образом Киев в самом начале истории уже оказывается таким исключительным центром культуры и искусства? Ведь Киев создался будто бы незадолго до Владимира? Но знаем ли мы хоть что-нибудь о создании Киева? ...
Нам почти невозможно представить себе великолепие Киева, где достойно принимал Ярослав всех чужестранцев. Сотни храмов блестели мозаикой и стенописью - скудные обрывки церковных декораций Киева лишь знаем; обрывки стенописи в Новгородской Софии; величественный, одинокий Нередицкий Спас; части росписи Мирожского монастыря во Пскове! Все эти огромные, большеокие фигуры с мудрыми лицами и одеждами, очерченными действительными декораторами, все-таки не в силах рассказать нам о расцвете Киева времен Ярослава.

В Киеве, в местности Десятинной церкви, сделано замечательное открытие: в частной усадьбе найдены остатки каких-то палат, обломки фресок, изразцов и мелкие вещи. Думали, что это остатки дворцов Владимира или Ярослава...
Скандинавская культура, унизанная сокровищами Византии, дала Киев, тот Киев, из-за которого потом восставали брат па брата, который по традиции долго считался Матерью Городов. Поразительные тона эмалей, тонкость и изящество миниатюр, простор и спокойствие храмов, чудеса металлических изделии, обилие тканей, лучшие заветы великого романского стиля дали благородство Киеву. Мужи Ярослава и Владимира тонко чувствовали красоту, иначе все оставленное ими не было бы так прекрасно" (Рерих Н. К. Киев. / Химават).
Потому еще была чудесна эпоха князя Ярослава, что он чтил женское начало - не подавлял его, а вознес на высшую ступень высокое значение женщины, что обусловило расцвет всего государства. На стенах любимого Храма правителя Руси мы видим изображение двух начал - Ярослава и его супруги.

"Во время работ по реставрации Софийского Собора на северной лестнице (были) открыты две большие композиции. Первая, у стен собора, изображает три женские фигуры. В центре - жена князя Ярослава - Ирина, около нее - служанки. Они выходят из дворца. Вторая композиция представляет сидящего в кресле князя Ярослава, возле которого стоят два воина со щитами. У первого воина на щите изображена птица, у второго - рисунок неразборчив и представляет по-видимому рисунок князя Ярослава" (Рерих Н. К. Софийский Собор./Листы дневника, т. 2).
 За тридцать лет до этого открытия Н. К. Рерих сделал предсказание "о скрытых сокровищах Киева и о возможных открытиях в Софийском Соборе".

К 1037 году Ярослав Мудрый объединил в своих руках почти всю территорию древнерусского государства. Ему пришлось принять решительные меры для укрепления независимости русской церкви от византийской, а, следовательно, и политической независимости самого древнерусского государства. Ярослав сумел добиться учреждения в Киеве в 1037 году особой митрополии, хотя и ценой обязательного поставления в митрополиты грека. Последнее обстоятельство не очень устраивало Ярослава, но все же создание отдельной русской митрополии он справедливо считал своим успехом.

В связи с этим в Киеве по инициативе Ярослава развернулось грандиозное церковное строительство, которое должно было превратить столицу древнерусского государства в новую столицу восточного христианства, счастливую соперницу самого Константинополя.
Ярослав Мудрый не любил войн и кровопролития, и потому больше находился дома и правил. Ему нравилось читать книги и вести беседы с монахами и мудрыми людьми. При нем было переведено много книг с греческого на славянский язык. Он основывал школы, начал собирать и записывать все старинные обычаи, связанные с законодательством славян, и назвал эту книгу "Русской Правдой". Этих законов придерживались его потомки, прибавляя к ним свои законы или заменяя то, что уже не подходило к их современной жизни.

Древнейший летописный свод 1037 года, созданный в кружке Ярослава, явился первым выдающимся трудом по начальной истории русского народа. Он отразил сложную, богатую событиями и сильными характерами жизнь древнерусского государства.
Годы единовластия Ярослава Мудрого (1037 - 1054) - годы политического могущества и культурного расцвета. Вероятно, за это пятнадцатилетие возникло немало выдающихся произведений древнерусской литературы. Но из них до нашего времени сохранилось лишь одно (кроме древнейшего летописного свода, дошедшего до нас в составе более поздних летописных сводов) - это "Слово о законе и благодати", написанное Илларионом.

Древнерусская литература эпохи Ярослава Мудрого явилась блестящим выражением расцвета всей древнерусской культуры, экономики, политических и военных успехов русского народа. Отсюда проистекал оптимистический характер литературы этого времени, обращенной вперед, к великому будущему народа, в которое непоколебимо верили русские писатели первой половины XI столетия. Вот почему память об этой цветущей поре осталась на тысячелетие в былинах русского народа.

"В неведомой нам истории нашей планеты, которую Рерих называет историей "помимо историков", есть один уникальный энергетический процесс, который связан с эволюцией и в равной мере с особенностями земной истории. Этот процесс называется закладыванием магнитов и имеет отношение к созданию в определенном пространстве энергетического поля, которое служит основой для дальнейшего эволюционного и исторического развития этого пространства" (Шапошникова Л. В. Исторический процесс кок космическое явление. / Мудрость Веков).
Такой магнит был заложен и Ярославом Мудрым. "Магнит, ритм которого созвучен Космическому Магниту, или предмет, принадлежащий Высокому Духу и использованный в качестве Магнита, может, по утверждению Учителей, предрешать историю государства или страны по крайней мере на 1000 лет вперед...
На нашей планете такие действия производились регулярно и определяли формирование земного исторического процесса. Магниты закладывали в преддверии переломных моментов эволюции и истории человечества.

"Магнит или остается невидимым, притягивая течение событий; или служит центром сознательного действия; или озаряет нашедшего его человека. Можно видеть в истории человечества, как сеть магнитов, подобно путеводным огням, вспыхивала. Как же работает Магнит? Он претворяет идеи пространства в действие" (Листы Сади Мории. Зов). Вот это "претворение идей пространства в действие" и наполняет сам исторический процесс 

Космическим содержанием. Земное творчество, в какой области оно бы ни совершалось, может существовать лишь в тесном взаимодействии с Космическим Магнитом. Так называемое Веление Космоса, которое является одним из важнейших рычагов самого исторического процесса, есть проявление творчества Космического Магнита"(Листы Сади Мории. Зов).

Немає коментарів:

Дописати коментар