вівторок, 22 січня 2019 р.

НА ДИСТАНЦИИ

На дистанции – четверка первачей,
Злых и добрых, бескорыстных и рвачей.
Кто из них что исповедует, кто чей?
Но судья не зафиксирует ничьей.
Владимир Высоцкий.
Пока на Востоке Украины идет перестрелка, пока отечественные гангстеры в чиновничьих кабинетах и в шикарных бизнес-офисах продолжают реализовывать заповедь «Грабить Техас должны техасцы», пока церковные иерархи оспаривают статус эксклюзивного посредничества между паствой и богом, политические бегуны сорвались в фальстарт, не дожидаясь судейского свистка. Владельцы телеканалов, журналисты-блогеры, социологи, политтехнологи, букмекеры и разномастные эксперты настроились на мощный прилив кеша. 
Все готовятся делать ставки. В виде многомиллионных вливаний в избирательные штабы претендентов и их личные счета, предоставления информационного ресурса, организации уличных групп поддержки с флагами, плакатами, транспарантами и мегафонами, а также фаерами, петардами и другими световыми и шумовыми средствами. Ставкой же простого обывателя будет обычный избирательный бюллетень с перечнем участников забега, число которых к дате голосования может достичь полсотни.
Можно легко спрогнозировать, что часть заявленных претендентов в процессе регистрации отвалится по вполне банальной причине – отсутствии денег на кандидатский залог и проведения избирательной кампании. Или, при наличии собственных денег, по причине отсутствия богатеньких буратин, не желающих ставить на заведомо безнадежных лошадок.

И уже сейчас понятно, что реальными шансами на победу обладают четыре кандидата – Тимошенко, Порошенко, Гриценко и Зеленский. Хотя последний до последнего момента держал интригу. 
Остальная тройка давно включилась в борьбу и после предварительной разминки на экране и в поле, сразу после свистка начнет демонстрировать мышцы в режиме «full contact», а по-простому – взаимного мочилова. Возможность появления джокера, способного резко изменить статус-кво, представляется нам маловероятной. Рейтинги, демонстрируемые телеканалами, подконтрольными Виктору Медведчуку, которые подвигают Юрия Бойко на 2-3 места, рассчитаны на наивную публику. Хотя для Порошенко Бойко в качестве спойлера был бы оптимальной фигурой, аналогично Петру Симоненко для Леонида Кучмы на выборах 1999 года.
Нас в этом процессе, который в очередной раз называют «последним шансом для Украины», интересует не столько политический, сколько психологический контекст, касающийся четверки кандидатов. Поскольку их бэкграунд и способности – лидерские, бизнесовые, творческие, аналитические, волевые и так далее являются производными их психологии, как набора определенных врожденных и наработанных качеств. И очень важно понять, кем личность является на самом деле, а не кем она старается казаться и ей это часто и долго удается в действительности достичь. А как выразился кто-то остроумно: « в действительности все не так, как на самом деле».
Большинство людей, которые для политиков являются просто электоратом, реагирует

не столько на смысл подаваемой им информации, сколько на форму и особенно интонацию, с которой что-то подается с экрана или на улице, на стадионе, в зале. Смысл более важен в написанном, например, в программе кандидата. А форма, интонация важна в том, что произносится, особенно при большом скоплении народа. Поэтому в индивидуальном общении более эффективны личности аналитического склада, как Гриценко, а в публичном – люди с ораторскими и даже актерскими данными, как Тимошенко, Порошенко и Зеленский. 
Теперь немного о наших героях, не просто кандидатах на первое кресло в государстве, а как о лидерах. Каждый из них лидер, но здесь следует поподробнее, поскольку лидер лидеру рознь. Социальную разновидность лидера можно определить исходя из его психологического типа, либо из главного мотиватора, с помощью которого этот лидер привлекает людей, завоевывает их, управляет ими.
Прирожденные лидеры сознательно или подсознательно знают, чувствуют, ощущают или догадываются, что люди больше всего тянутся к ним, ведомые такими мотивами как страх, доверие, надежда и уважение. Страх связан с фактором силы, доверие - с симпатией, надежда - с перспективой, а уважение – с компетентностью.
Лидеры, использующие в качестве основного мотив страха, авторитарны по своей природе. Они склонны к силовым методам решения внутренних и внешних проблем. Внутренние – это устранение конкурентов легитимными и не очень легитимными способами, навязывание своего мнения и способа решения проблем, принуждение других к следованию своему курсу. Внешние – это экспансия и агрессия по отношению к более слабому внешнему явному или придуманному врагу или, в случае более сильного противника, создание атмосферы страха и ненависти к нему в социуме. Такое поведение характерно для силового лидера.
Лидеры, опирающиеся на доверие людей, стараются им нравиться – внешним видом, манерами, способом общения. 

Поэтому в ход пускается многочисленный арсенал имиджевых средств: тщательный подбор экстерьера и интерьера, лексикон и интонации, предварительно срежиссированные постановки и миниспектакли. Они очень артистичны и способны вызвать нужную реакцию у аудитории, играя преимущественно на ее чувствах – любви и ненависти, ценностях Добра и Зла. Поскольку названные мотивы связаны с эмоциональной сферой человеческой психологии, их лучше всего формируют эмоциональные лидеры.
Люди в массе своей довольно доверчивы и склонны верить обещаниям светлого будущего. Создатели финансовых пирамид обещаниями сверхвысоких дивидендов оставили в дураках миллионы украинцев. Лидеры партий, и кандидаты в президенты кормили обещаниями граждан, но оказавшись во власти тут же забывали обещанное. Их предвыборные слоганы, программы и клятвы представляют собой набор пустых деклараций, пафосных заявлений и словесной демагогии, словом всего того, что принято называть популизмом. Лидеры-популисты рисуют радужные перспективы, вселяя надежды в сердца людей, у которых плохо с исторической памятью и шишки от предыдущих грабель не способствуют критическому взгляду на специалистов по разводам и лохотронам.
Силовые и эмоциональные и популистические лидеры играют в основном на иррациональных мотивах людей, к которым относится страх, эмоции и надежды. Лидеры такого типа преобладают в любой политической среде. Просто в более цивилизованных и демократических обществах уровень их манипулятивности жестко регулируется и контролируется общественными институтами, которые в Украине находятся в зачаточном состоянии.
В нашей среде также плохо обстоит дело с профессионализмом во всех сферах жизни, включая политическую. Это заметно по качеству принимаемых законов и их исполнению, работе депутатов и чиновников. Они ориентированы на использование своего статуса в целях личного обогащения. Единственное, в чем они профессиональны, так это в дерибане чужого имущества и разворовыванию бюджетных денег. Настоящие лидеры-профессионалы в любой сфере деятельности – творческой или рутинной – вызывают не страх или любовь, доверие или надежду. Они вызывают уважение как специалисты в своем деле и пользуются авторитетом на основании результатов сделанного, а не сказанного.
Возвращаясь к нашим героям, заметим, что они обычно олицетворяют не одну, а несколько социальных лидерских ролей. 

Начнем наш анализ с действующего президента. Петр Алексеевич настолько разносторонняя личность, что мог бы претендовать на все четыре описанных выше лидерские роли. Судите сами. Будучи по совместительству Главнокомандующим, он неплохо смотрится в камуфляже и, похоже, ему в нем и физически комфортно. Не исключено, что он может эффектно склоняться над картой боевых действий и давать штабным генералам ценные указания стратегического и тактического характера.
В его речи чувствуется металл и все должны понимать, что в критических ситуациях он не потеряет контроля и применит силу, не задумываясь и не комплексуя. Всякие обвинения в авторитарности для него скорее воспринимаются как комплимент, чем оскорбление.
Кроме административного и военного статусов, Порошенко обладает статусом бизнесмена и предпринимателя. И начинал он этот бизнес в те времена, когда это занятие было сопряжено не только с коммерческим риском, но и с риском для жизни и личной свободы. Что и подтвердил грустный пример многих предприимчивых людей, достигших определенного успеха на этом до сих пор небезопасном поприще. И тот факт, что бизнес Петра Алексеевича не только сохранился, но и приумножился, свидетельствует о его бойцовских качествах. Потому что в украинском бизнесе, как и в хоккее «играют настоящие мужчины». И поэтому наш гарант однозначно может претендовать на роль силового лидера.
Но, будучи разносторонней личностью, Петр Порошенко умеет вселять надежды в граждан. Правда, не всегда придавая значения таким пустякам, как возможности эти надежды воплотить в реальность. Главное целеполагание его многочисленных обещаний – поразить воображение украинцев обилием благ и подарков, которые свалятся на них в ближайшие дни, недели, месяцы или, в худшем случае, годы: зарплат, реформ, мира на Донбассе и возврата Крыма, членства в ЕС и НАТО, доллара по 10 и далее по списку. Но, сопоставление обещанного и выполненного явно не в пользу гаранта. Это отрицательное сальдо позволяет нам добавить ему к роли силового лидера вторую роль – роль лидера-популиста.
Что касается творческих эмоций, здесь Петр Алексеевич явно уступает первенство Владимиру Зеленскому и Юлии Тимошенко, у которых артистическая харизма на порядок выше. В профессионализме Петру Порошенко, конечно, не откажешь. Но проявляется этот профессионализм больше в сфере бизнеса, а не государственного управления, что и подтверждается скачком его благосостояния за время президентства.

Юлия Владимировна Тимошенко не претендует на роль силового лидера и камуфляжу,
наводящему страх на врагов и конкурентов, предпочитает одежду от Луи Виттон, преимущественно светлых тонов. Она наиболее эффективно работает с такими мотиваторами, как доверие и надежда. Светлые тона способствуют закреплению в сознании фанов Тимошенко ее светлого образа, не замутненного призраками прошлого вроде Павла Ивановича Лазаренко, разборками оранжевых «друзів», изменой бывших оруженосцев и поражения на двух предыдущих выборах. 
Слово «доверие» происходит от «веры». А вера, как известно, в отличие от знания, не нуждается в аргументах, так же как и любовь. Верующему человеку (необязательно религиозному) бесполезно что-то доказывать. Поэтому искренне верующий или влюбленный человек сродни фанатику или фану. Поэтому фаны Юлии Владимировны составляют ее ядерный электорат. В демографическом аспекте это преимущественно женщины 50+. Женщины любят ушами. Эмоциональная харизма Тимошенко и драматические интонации вызывают соответствующий резонанс у ее слушателей и зрителей. Искусство работы с эмоциями дают право отнести Юлию Владимировну к эмоциональному типу лидера. 
Вторым рычагом воздействия на публику у нашей героини является способность вселять надежды. Здесь главный акцент делается на социалке: снизить тарифы, увеличить зарплаты и пенсии. Главный конек – цены на газ. Газовая сфера – это область особой компетентности Тимошенко, причина ее взлетов и падений – из статуса «газовой принцессы» до статуса заключенной Качановской колонии, куда ее спровадил бывший трижды несудимый и дважды отсидевший четвертый гарант наших прав и свобод Виктор Федорович Янукович.
Для лидеров, играющих на факторе надежды, главное заполучить голоса для достижения своей цели, а потом трава не расти. Постфактум можно пустить в ход отработанные средства: «папередников», олигархов, врагов, как внутренних, так и внешних, пятую колонну и далее по списку. Обещания - это безотказный козырь любого политика, разница только в их количестве. Поэтому популизмом страдают все лидеры в той или иной мере. Но, к Юлии Владимировне роль талантливого лидера-популиста подходит вполне органично, и в этом нет ничего противоестественного, особенно в наших украинских реалиях.

Анатолий Гриценко, как и Юлия Тимошенко, имеет в биографии две неудачные попытки президентского забега. Правда, его результаты были намного скромнее.

И причина здесь кроется не столько в меньшем политическом опыте, сколько в отсутствии той самой эмоциональной харизмы, на которую так ведется массовое народное сознание.
Анатолий Степанович хороший профессионал-аналитик и свои аналитические экспертные качества успешно проявлял сначала в СНБО, а после руководителем Центра Разумкова. Гриценко в отличие от многих политиков, не служивших ни дня в армии, но получивших незаконно воинские звания, настоящий полковник. Это звание, а также поддержка Виктора Ющенко в 2004 году, позволили получить Анатолию Гриценко пост министра обороны. Что и послужило поводом для наездов и обвинений со стороны действующей власти и конкурентов по президентской кампании 2019 года.
Риторика Анатолия Степановича меньше страдает популизмом, то есть заигрыванием с электоратом и раздачей обещаний. Он преимущественно напирает на такие значимые вещи, как порядок и профессионализм. А если и обещает, так это построить олигархов и дать по шапке всем тем, кто повинен в утрате целостности страны. То есть старается соответствовать социальным ролям силового и профессионального лидера. Кое-кто ведь страх потерял в процессе дерибана страны. Что же касается профессионализма, оно вызывает уважение к носителю данного качества. Но достаточно ли будет могучего интеллекта и военного опыта Анатолия Степановича Гриценко для управления таким разболтанным устройством, как украинское государство – большой вопрос.

Появление Владимира Зеленского в списке рейтинговых кандидатов на президентство 

можно назвать казусом украинской политики. Он не связан с политической системой в отличие от своих основных конкурентов, которые пребывали или пребывают сейчас в системе власти или стали лидерами системной оппозиции. По этой причине он обладает наименьшим уровнем антирейтинга. Не озвучив еще своих президентских амбиций, он оказался на втором месте после Тимошенко как потенциальный кандидат в президенты.
Противники Зеленского старательно внедряют в сознание людей, доверяющих информации, льющейся из «ящика», образ Зеленского как фрика, случайно оказавшегося в политических раскладах. Он преподносится преимущественно как комик, клоун, в лучшем случае, актер или шоумен.
Зеленский, действительно, не имея профильного актерского образования, достиг довольно высокого уровня мастерства в комедийном жанре, не только как артист, но также сценарист, режиссер и продюсер множества творческих проектов. Поэтому он вполне может рассчитывать на статус профессионального лидера в этой сфере.
Подобно Юлии Тимошенко, Зеленский обладает сильным обаянием и эмоциональной харизмой. Правда, Юлия Владимировна больше преуспела в амплуа драматической актрисы. Владимир Зеленский хорошо демонстрирует творческие эмоции на сцене и на экране, в том числе в жанре политического стеба, срывая с наших ведущих политиков их имиджевые маски, под которыми они прячут свою популистскую и демагогическую сущность. Благодаря личностным качествам профессионального и эмоционального лидера, он почти два десятилетия сохраняет и развивает свою творческую команду.
За кулисами сценической карьеры Зеленского скрываются от публики другие стороны его личности и деятельности. В свое время он получил юридическое образование. Нет сомнений, что большинство важных документов – договоров, контрактов и т.п. – проходят его контроль и оценку. По сути он фактически является не только владельцем и совладельцем многих бизнес-структур, но и топ-менеджером, занимающимся вопросами планирования, организации, мотивации и контроля, которые составляют алгоритм любого производственного процесса, в том числе творческого.
И, наконец, Владимир Зеленский, является представителем новой генерации в бизнесе и политике. Заработанный им капитал по происхождению качественно отличается от большинство капиталов известных украинских бизнесменов-политиков, у которых скрываются свои скелеты в шкафах. В украинском обществе отчетливо сформировался социальный запрос на новые лица. В ближайшее время мы увидим, отвечает ли Зеленский этому запросу в деловом и морально-этическом отношении.
Кто разорвет финишную ленточку?



Немає коментарів:

Дописати коментар