понеділок, 19 червня 2017 р.

Значение культурологических идей Н.А. Бердяева в развитии современного общества


«Революцию действительно революционную осуществить возможно не во внешнем мире,
а лишь в душе и теле человека»
. Н.Бердяев

Философская мысль тем и ценна, что она универсальна, подходит для любого времени. Так, взявшись за написание концепции программы развития гражданского общества в независимой Украине, Фондом «Творческая Инициатива» было принято решение по примеру многих философов, духовных лидеров, выдающихся государственных деятелей различных стран прошлых эпох отдать приоритет культуре во всех её аспектах. Причем особо отметив культуру взаимоотношений: человека с человеком, с природой, государством, с самим собой. Другими словами, считая основой развития общества и государства – развитие сознание человека, общий уровень его внутренней культуры.


Культурологические идеи Н. А. Бердяева изложены в ряде его работ: «Кризис искусства» (1918), «Смысл творчества» (1919), «Воля к жизни и воля к культуре» (1922), «О культуре» (1923), «Человек и машина» (1933) и др. В этих теоретических исследованиях философ:
- развивал понятия «культура» и «цивилизация»;
- выступал за признание абсолютной ценности любой личности;
- утверждал, что именно свободный человеческий дух является творцом культуры;
- ратовал за возрождение духовной православной культуры.

В своих сочинениях Н.А. Бердяев раскрывает собственное видение культуры и цивилизации. Например, в статье «О культуре» он утверждал: «В жизни общественной духовной примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности».
"Самопознание" – одно из последних произведений Бердяева, своеобразный итог его философского наследия. "Опыт философской автобиографии" – так Бердяев определил жанр своей книги, основными темами которой являются личность и время, личность и эпоха, личность и ее внутренняя свобода. Человек становится личностью, когда он найдет незыблемые основания для своего «самостояния» в трагическом потоке времени. Целью Бердяева было понять для себя и изобразить для читателя путь своей мысли, философского осмысления окружающего — своей эпохи, истории человечества, наконец, судеб мира в целом.

Несколько актуальных цитат Николая Бердяева:

- Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
- Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.
- Революция – конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения.
- Революцию действительно революционную осуществить возможно не во внешнем мире, а лишь в душе и теле человека.

Поражают параллели с сегодняшним днем, когда читаешь Н. Бердяева. Разве это не о нашем времени? Вместо России подставляем Украина, – и все до боли узнаваемо.
«Вот уже несколько месяцев (лет), как Россия поставлена перед неразрешимой задачей – создать сильную государственную власть из человеческого материала, совершенно непригодного для властвования и определения судеб государства, по всему своему прошлому, по душевному своему укладу не призванного к власти и господству в государстве» – пишет Бердяев в статье «Власть и психология интеллигенции».

Конечно, речь идет об интеллигенции начала прошлого века, но этими же словами можно описать некоторых революционеров и коррупционеров, пришедших в депутаты и чиновничьи кабинеты после Майдана в Украине. Впрочем, большая часть домайданных политических игроков осталась во власти и успешно приспособилась к новым условиям, а многие революционеры, способные на протестные действия и митинги, оказались действительно непригодны к государственному строительству, в целом по профессиональным, а зачастую и моральным качествам, не оправдали надежд украинцев на новую жизнь с европейскими ценностями.

Особое внимание Н.Бердяев уделяет ответственности: «Они не способны достойно нести бремя власти, ибо прежде всего понимают власть, как право, а не как обязанность. Для того, чтобы достойно властвовать, нужно отказаться от революционной психологии, нужно приобщиться к тайне целого и тайне преемственности».
«Попытки создать "революционную власть", опираясь на революционную психологию, в течение нескольких месяцев(лет) уподобили атмосферу, в которой действует правительственная власть, бедламу и породили явления нравственного безобразия. После того как произошел революционный переворот, нужно было организовать в России новый порядок жизни, приступить к строительству и творчеству. Вместо этого здорового пути – пути национального возрождения, – у нас продолжили революцию до бесконечности, стали на путь разрушения и не в силах были отказаться от старой революционной психологии, порожденной гнетом и братством.
  

Революционная демократия не может властвовать, это – старая, а не новая демократия. Строителем жизни, строителем новой России может быть лишь демократия нового душевного типа, с развитым чувством ответственности, с развитым инстинктом производительности, с крепким сознанием национального и государственного целого и связи с историческим прошлым, т. е. творческая национальная демократия. Демократия должна создать аристократию, т. е. подбор лучших…. Человек, попавший в слишком несвойственное и неподходящее ему положение, бывает бессилен, не эстетичен и с трудом остается на нравственной высоте. Россия должна найти в себе расу людей, способных к власти, новую аристократию».
Отбор лучших руководителей, исполнителей в программе развития гражданского общества предлагается осуществлять по наличию в согражданах высокой эрудиции + высокого профессионального опыта + высокой степени законопослушания + высокой нравственности.


Исследуя культурное наследие, Бердяев приходит к выводу что «Россия не может оставаться только Востоком и не должна сделаться только Западом. Миссия России быть Востоко - Западом, соединительницей двух миров».

Возникает ощущение, что слова Бердяева касаются, прежде всего не современной России, а в большей мере современной Украины, преемницы Киевской Руси, волей судеб даже территориально расположенной между Востоком и Западом. Это поистине цивилизационная миссия - первой соединить в себе ценности и мышление и Востока и Запада (индивидуализм и коллективизм, разумность и душевность, дух соревнования и дух единения), развить разумномыслие скорее у Украины.

Важно осознать меру ответственности исторического момента.
Значение процессов трансформации общества носит планетарный характер и может быть важно для дальнейшей эволюции нашей цивилизации, основанной на культуре, нравственности, гуманизме. Ведь всякая эволюция происходит по спирали. На новом витке всплывает всякий цивилизационный мусор, который должен быть переработан и трансформирован в нечто качественно новое. Сейчас мир на сломе эпох, как и сто лет назад, когда Н.Бердяев анализировал и описывал аналогичные процессы и реалии.

 
Литература

1. Николай Бердяев «Власть и психология интеллигенции» -http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn049.htm
2.Н.А. Бердяев. О культуре. – Антология культурологической мысли. М., 1996. С.195-198.
3. Бердяев Н. Философия творчества культуры и искусства. М., 1994. С. 524-529.
4. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1990. С. 524.
5. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре //Бердяев Н. А. Смысл истории. - М., 1990. С. 84.
6.Розвиток громадянського суспільства - Білоцерківська ініціатива для України
7. Нові правила життя в дії - http://cif-bc.blogspot.com/2016/10/blog-post_8.html

Немає коментарів:

Дописати коментар