

… на окраине Белой Церкви, что в Киевской области, на 300 гектарах раскинулся удивительный парк. Удивительный своими неповторимыми ландшафтами и загадками. Не удержусь от цитаты: "Это своеобразная галерея живых картин, созданных мастерами ландшафтной архитектуры прошлого, сохраняемых и в настоящее время. Однако все это относится к официальному, современному парку "Александрия", с его современными ландшафтами, современными людьми и таким же современным отношением к парку. Между тем, все еще жив подлинный парк-усадьба графов Браницких "Александрия". Он живет в развалинах своих дворцов, скрытых под грудами битого кирпича и мусора, в непонятных и частично измененных ландшафтах, в скрытом смысле своих аллей… Он еще живет, но уже давно молчит… Молчит потому, что ему не с кем говорить на том языке, на котором говорила с ним его создательница. Ведь сейчас нет людей, которые бы помнили то время – бурную вторую половину XVIII века" ("Мемориал светлейшему князю Григорию Потемкину-Таврическому в Белой Церкви", 1997).

Много воды утекло с тех пор из озер парка в тихие воды реки Рось. Много трагических страниц было написано в истории государства Советского. К сожалению, не миновала сия чаша и парк "Александрия". В 1918 году он был разграблен, его постройки
– сожжены. Полностью был разрушен ландшафтно-архитектурный комплекс Летнего дворца и окружающих зданий. Исчезло большинство ценных скульптур работы французских и итальянских мастеров XIX столетия, которые были установлены в парке. После Второй мировой войны парк долго лежал в развалинах и его восстановление, планировавшееся в 50-е годы, не закончено и по сей день. Да и как его закончить, если кроме строительства необходимо восстановить целые массивы вырубленных в разное время деревьев.
Но и это еще не все. Охоты на деревья, ландшафты и старинные здания человеку показалось мало. Что ж это за однобокая охота на культурное наследие. Стрелять, так стрелять… Задача ясна? Нет проблем! И построили рядом с парком военный аэродром, авиаремонтный завод, а чтобы мало не показалось, невдалеке закопали в землю огромные бочки, полные топлива и еще какой-то гадости. И пошло-поехало…
На аэродроме усердно сливали на землю авиационный керосин (автору об этом рассказывал очевидец и, к сожалению, участник "процедур"). Авиазавод внес свою лепту соединениями хрома и других тяжелых металлов, а чтобы мало не показалось, мыли какой-то весьма ядовитой гадостью авиадвигатели. Ну не вывозить же, в самом деле, в специальные хранилища. А бачки с сотнями тонн нефтепродуктов на топливных складах в свое время так прохудились, что их впору было назвать "решето для разлива топлива в почву".