четвер, 6 травня 2021 р.

"Александрия" ожидает творческой инициативы" (статья из журнала "Оружие и охота", февраль 2001 г.)

… на окраине Белой Церкви, что в Киевской области, на 300 гектарах раскинулся удивительный парк. Удивительный своими неповторимыми ландшафтами и загадками. Не удержусь от цитаты: "Это своеобразная галерея живых картин, созданных мастерами ландшафтной архитектуры прошлого, сохраняемых и в настоящее время. Однако все это относится к официальному, современному парку "Александрия", с его современными ландшафтами, современными людьми и таким же современным отношением к парку. Между тем, все еще жив подлинный парк-усадьба графов Браницких "Александрия". Он живет в развалинах своих дворцов, скрытых под грудами битого кирпича и мусора, в непонятных и частично измененных ландшафтах, в скрытом смысле своих аллей… Он еще живет, но уже давно молчит… Молчит потому, что ему не с кем говорить на том языке, на котором говорила с ним его создательница. Ведь сейчас нет людей, которые бы помнили то время  бурную вторую половину XVIII века" ("Мемориал светлейшему князю Григорию Потемкину-Таврическому в Белой Церкви", 1997).

Много воды утекло с тех пор из озер парка в тихие воды реки Рось. Много трагических страниц было написано в истории государства Советского. К сожалению, не миновала сия чаша и парк "Александрия". В 1918 году он был разграблен, его постройки  сожжены. Полностью был разрушен ландшафтно-архитектурный комплекс Летнего дворца и окружающих зданий. Исчезло большинство ценных скульптур работы французских и итальянских мастеров XIX столетия, которые были установлены в парке. После Второй мировой войны парк долго лежал в развалинах и его восстановление, планировавшееся в 50-е годы, не закончено и по сей день. Да и как его закончить, если кроме строительства необходимо восстановить целые массивы вырубленных в разное время деревьев.

Но и это еще не все. Охоты на деревья, ландшафты и старинные здания человеку показалось мало. Что ж это за однобокая охота на культурное наследие. Стрелять, так стрелять… Задача ясна? Нет проблем! И построили рядом с парком военный аэродром, авиаремонтный завод, а чтобы мало не показалось, невдалеке закопали в землю огромные бочки, полные топлива и еще какой-то гадости. И пошло-поехало…

На аэродроме усердно сливали на землю авиационный керосин (автору об этом рассказывал очевидец и, к сожалению, участник "процедур"). Авиазавод внес свою лепту соединениями хрома и других тяжелых металлов, а чтобы мало не показалось, мыли какой-то весьма ядовитой гадостью авиадвигатели. Ну не вывозить же, в самом деле, в специальные хранилища. А бачки с сотнями тонн нефтепродуктов на топливных складах в свое время так прохудились, что их впору было назвать "решето для разлива топлива в почву".

Это уже был удар "под дых". Я думаю, читатель не забыл, как нежно уходишь в нокдаун после прямого удара в указанное место? Вот и парк сейчас в "нокдауне":

1. Здоровье (экология). Подземные воды и озера парка загрязнены нефтепродуктами, солями тяжелых металлов и другими токсичными веществами с превышением допустимых концентраций в 50-2000 раз. Кроме парка, токсичные загрязнения поступают в поверхностные воды бассейна реки Рось  единственного источника питьевой воды городов Узин, Умань, Корсунь-Шевченковский, Мироновка, Богуслав, расположенных ниже по течению реки. Есть предположение, что в состав загрязнений входят и чрезвычайно токсичные для человека компоненты ракетного топлива. Не вынеся издевательств, земля начала сочиться керосином и отравленной водой ("букет" из 25 элементов нижней части таблицы дедушки Менделеева). Начали умирать деревья. Парк страдает и от любителей “наскальной живописи” и варварства.

2. Аппетит (экономика). Изменившиеся экономические и политические условия в стране поставили хозяйство парка на грань выживания. Что делать? Самый легкий путь  продавать все, что продается. Нужно делать новые посадки, восстанавливать ландшафты? Недосуг, это денег стоит. Так что все силы работников парка брошены на добычу денег, а о какой-либо серьезной экономической программе думать некогда да и некому.

3. Интеллект (наука). Какая наука? Та, что тоже требует денег? Так их нет… Вот и превратились уважаемые ученые в коммерсантов. Да и какая может быть полноценная наука, если большая часть научных работников парка  дипломированные агрономы. Это не камень в их огород, вернее, это камень в огород хозяина  Академии Наук. Я просто не понимаю, как памятник садово-паркового искусства может много лет обходиться без специалиста по ландшафтной архитектуре? Или историка, который сможет открыть людям тайны, которые до сих пор хранит парк?

4. Пространственная ориентация (туризм). Почему-то в уманском парке "Софиевка" 80 туристических автобусов в день  это нормально (между прочим, 3 грн.×30 чел.×80 автобусов = 7200 гривень), а не менее прекрасная "Александрия", расположенная в каких-то 85 км от Киева, раскрывает свои ворота и дыры в ограждении почти исключительно для белоцерковчан, официальных делегаций да изредка  шальных автобусов с туристами. Наверное, потому, что хозяева не отличаются гостеприимством (попробуйте, к примеру, привезти делегацию англичан без переводчика, быстро и вкусно перекусить либо попросить почитать что-либо новенькое).

5. Моральный дух (идеология). Попрошу опытного читателя не вздрагивать от слова "идеология". Она не коммунистическая, буржуазная, либеральная и пр. Это просто слово с корнем "идея", что в моем понимании означает деятельность, направленную на формирование положительного образа парка (имиджа, как сейчас модно говорить). Иными (тоже модными) словами  PR (Public relations). Здесь вообще тяжелый случай. У парка были серьезные шансы попасть в элиту и получить статус "Мировое наследие ЮНЕСКО". Об этом беспокоился канадский доброволец Ричард Билл, но необходимые документы вот уже шестой год "отстаиваются" в руководящем сейфе. А между прочим, звание "Мировое наследие ЮНЕСКО", как минимум, означает автоматическое присутствие (бесплатно!!!) в каталогах крупнейших (!) туристических фирм мира.

Я буду далек от истины, если не скажу, что дирекция парка вообще сложила ручки и впала в кому. За последние 10 лет была написана куча писем в самые разные инстанции, начиная структурами Академии Наук и заканчивая Верховной Радой и Кабинетом Министров Украины.. к сожалению, в этом есть одно "но": времена изменились и требования "дайте денег" уже просто вызывают аллергию. Да еще и формулировочки традиционные, истинно отечественные: "вы денег дайте, а мы уж с ними разберемся". Ну и разобрались однажды, когда получили денежку на очистку озер. Деньги "освоили" исправно, да вот незадача: толку оказалось мало. Хотели как лучше, а к заиливанию озер прибавилось уничтожение их биоценозов (сообществ растений, животных и микроорганизмов в конкретных условиях обитания).

Итак, парк искренне и преданно служил людям на протяжении двух столетий и будет служить дальше, если спасти его от человеческого варварства сейчас, когда он уже не в состоянии бороться сам, требуя немедленной помощи и защиты от “человека разумного (homo sapiens)”.

Создание фонда “Творческая инициатива”  это отклик на ситуацию, когда традиционные челобитные к начальственным креслам и их обитателям практически не могли дать никакого результата. Ведь новые экономические отношения требуют и новых подходов к решению любых проблем.

Вопрос необходимо было перевести из плоскости “дайте деньги для...” (денег в государстве нет  это официально признано на высочайшем уровне) в плоскость “у нас есть интересный, важный и выгодный проект, приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству...”

Поэтому главной целью фонда было и есть: разработать такой механизм сотрудничества различных людей и организаций, чтобы одним было выгодно вложить деньги, другим  опыт и технологии для реставрации природного и культурного наследия “Александрии”, создания крепкой финансовой базы парка. Иными словами, необходимо разработать интересный инвестиционный проект и представить его потенциальным инвесторам.

В сентябре 1995 г. фонд “Творческая инициатива” обратился за помощью в стратегическом планировании к канадской неправительственной экспертной организации CESO. В ноябре-декабре 1995 г. и в октябре 1996 г. консультантом Ричардом Биллом и его женой (волонтеры, деньги за работу не получали) была проведена работа относительно определения путей сохранения окружающей естественной среды и культурного наследства, реконструкции исторических зданий и ландшафтов, развития научных программ и создания необходимых условий для исследований, доступа в парк посетителей и туристов, в том числе из-за границы.

В результате консультаций с широким кругом экспертов и организаций в Белой Церкви и Украине, изучения истории парка и современной ситуации в нем предложены рекомендации и преобладающие варианты действий, написан менеджмент план для запроса национальной и международной финансовой и экспертной поддержки возрождения парка “Александрия”. (Я специально привел два абзаца из официального отчета, чтобы показать: мы пошли тропинкой, которой давно уже ходят в цивилизованном мире, и которая для нас была некой заморской диковинкой).


К сожалению, возрождение парка не является приоритетной проблемой для правительства
Украины. А ведь "Александрия"  интереснейшее в регионе место для туристов, достаточно большое для привлечения многих людей (и их денег). Его потенциал важен для Украины, но не осознан (это, наверное, уже не проблема, а диагноз). И до массового прозрения державных чиновников надо приложить все усилия, чтобы сохранить естественные и культурные ценности, приобретенные веками, от разрушительного влияния безответственных людей и времени.

Безусловно, парк  “душа” почти тысячелетнего города. Вековая мудрость утверждает, что очищение души приводит к очищению тела, поэтому развитие города не может состояться без очищения его “души”  парка. Тем более что город этот  БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ. А раз так, значит будущее парка и города все же радужное: "душа" ведь бессмертна.

Валерий Панько,
президент фонда “Творческая инициатива”

Немає коментарів:

Дописати коментар