пʼятницю, 19 березня 2010 р.

BUSINESS & CULTURE, или Почему бедный?..


Після запеклих баталій ПРО і КОНТРА Податкового Кодексу, на часі нові баталії з інших кодексів, які поспішно штампуються в надрах керівної і турботливої політичної сили. І баталії з переносної площини переросли у буквальну під лицемірні мантри біло-блакитного "диригента" про культурні й турботливі стосунки його однопартійців стосовно колег по Парламенту.

Коли той пан молов свої сім мішків вовни, це вже було нецікаво і звично. А от після мордобою у Парламенті слово "культура" з його рота почало звучати знущально. Я вже не говорю - лицемірно. Cовість, мабуть, попрощалася з ним назавжди. Мимоволі згадав, що про культуру говорили Михаіл Казінік, Емма Піньковська. Довелось поритися у підшивці дорогої для мене "Міської газети" і на ваш розгляд пропоную статтю з рубрики "ВЕЧІРНЯ ШКОЛА БІЗНЕСУ" № 29 (63), 29 липня 2002 року.

Если на небе зажигаются звезды, значит, это кому-то нужно...
А. Де Сент-Экзюпери
Невозможно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет...
Дэн Сяопин
Как-то сложилось в нашей стране, что слова «бизнес» и «бизнесмен» стали ассоциироваться у среднестатистического гражданина с чем-то аморальным, нечистым, даже криминальным. Но давайте посмотрим глубже: в переводе с английского business – дело, а дела делают люди. Следовательно, какие люди – такие и дела.
Так было угодно судьбе, чтобы вашему корреспонденту пришлось некоторое время побывать в гуще событий в самое интересное время зарождения и развития украинского бизнеса – с середины 80-х по середину 90-х годов прошлого столетия. Это было совершенно уникальное время. «Мораль с каждым днем искажалась прямо на глазах у всех до совершенно уродливых форм. Нечистоплотность проявлялась во всем, чего касались люди: в политике, науке, культуре и даже в религии начались распри и разделение на важных и не важных, на главных и не главных. Исчезало из обихода человеческих взаимоотношений нечто чистое, светлое и радостное.
Невдомек тогда было, что к окончанию каждого столетия и, тем более, к окончанию каждого тысячелетия Жизнь обнажает все прелести и безобразия, которые сумели накопить люди. Поэтому должен произойти отбор всего того, что пригодно и непригодно, чтобы в новом столетии и тысячелетии люди могли выбрать наилучшее.
Да, действительно, весь мир в то время раскручивался в другую сторону: рушилась империя, все тайное становилось явным, срывая внешний покров благопристойности. Начиналась новая Эпоха, которой нужны были другие ценности и новые приоритеты. Менялись религии и философии, культура и наука, политика и экономика. Менялись нравственность и мораль...» (Э.А. Пиньковская).
Чем же нужно руководствоваться, чтобы быть успешным бизнесменом в третьем тысячелетии? Нужно ли и возможно ли бизнесмену учитывать законы природы и общественной жизни, религиозные и народные традиции, моральные и этические нормы, обычаи, принятые в обществе? Совместимы ли духовность и мораль с законами бизнеса? Соображениями по этому поводу делится Эмма ПИНЬКОВСКАЯ

- Эмма Анатольевна, стезя журналиста такова, что часто приходится слышать о несовместимости нравственности и бизнеса. Как Вы можете это прокомментировать?

Прежде всего, «бизнес» – это «дело», а не просто зарабатывание денег. И ежели это дело жизни человека, то и нравственность в этой жизни – неотъемлемая часть. Общество в принципе нравственно. Поэтому если тот, кто производит или перепродает что-либо, нравственен, он будет думать о человеке, товар у него будет качественным и не опасным для здоровья. Все зависит от осознания собственной значимости. В один из периодов времени, если у бизнесмена пойдут дела, он непременно начнет осознавать себя тем, кто может помочь другим развивать что-либо. Как правило, все богатые люди, если оглянуться в историю, вкладывают деньги в средства производства и искусство. Успешный бизнес ведет к развитию бескорыстия в человеке. 

Это закон. Просто на первых порах развития среднего и мелкого бизнеса мы были голодными, а наши предприниматели – нищими. А вот когда человек становится успешным, тогда он начинает помогать людям, организовывает новые рабочие места.И чем выше его нравственность, тем лучшие условия он будет создавать для работников. Но для этого нужна ответная реакция людей. Ведь если общество будет уважать бизнесменов, то испытает взаимное уважение тогда и законы не будут такими драконовскими, тогда расцветет и бизнес. Он ведь не просто имеет право на жизнь, он должен быть, без него просто невозможно.

 А как Вы относитесь к определению «бизнес – это борьба, поле боя»?

Борьба всегда существует на первых ступеньках развития человека. К примеру, когда: политики приходят, они начинают с борьбы. В искусстве конкуренция – тоже борьба. Это просто низший уровень нравственного развития, когда человек локтями расталкивает других. Мы его называем нахальным. Он духовно неразвит, поэтому, чтобы удержаться на плаву, ему нужно кого-то обмануть, где-то украсть, растолкать всех и занять чье-то место. Любая борьба, конфликт - это признак духовной неразвитости людей. Пока что бизнес такой, каково общество. И если людей безнравственных много, то таким будет и бизнес.

– Можете привести противоположные примеры?

Яркий пример – удачливый человек. Причем, я рассматриваю удачу как ПРИНЦИП, начав какое-то дело, иметь возможность его свободно закрыть либо изменить в любой момент по своему желанию. Такая удача приходит только высоконравственным людям. Я с таким сталкивалась как среди бизнесменов, так и среди политиков и артистов. Что характерно: чем более человек работает на отдачу, тем больше у него шансов на успех. Скажем, новый мэр Черкасс Волошин – преуспевающий предприниматель, который еще до выборов организовал в городе Фонд культуры и из средств фонда создал и поддерживает потрясающий камерный оркестр. А вообще, в Украине уже есть много хороших бизнесменов, им просто нужно не мешать. Ведь меценат – это деловой человек, который получил много: и денег, и славы, и материального достатка, и удовольствия от своего дела. А деньги все «прут и прут»... И тогда он становится меценатом – Терещенком, Дягилевым...

– Но случается, что предприятие успешно работало, а затем ни с того, ни с сего – банкротство, угрозы, приставания кредиторов...

Вот так, ни с того ни с сего – никогда не бывает. В каждом явлении есть свои причины и следствия. Есть две стороны медали. Да, сегодня человек потерял дело. Но по закону равновесия, если что-то теряешь, – что-то и находишь. Нормальный человек, отстрадав, начинает анализировать свой провал и извлекает урок. В следующий раз он имеет реальный шанс стать успешнее.

– А если человек обиделся на судьбу?

Тогда я могу сказать, что он не выдержал испытания, урок не пошел впрок. На судьбу обижаться просто бессмысленно, из любой ситуации нужно извлекать уроки. Значит, есть проблемы в самом человеке.

– Почему обманщика чаще окружают нечестные партнеры?

«Свой свояка видит издалека». Серый руководитель обязательно имеет таких же серых заместителей, нечестный – таких же партнеров. И только мудрый руководитель понимает, что суть Учителя – вырастить Ученика лучше себя. Но пока в безнравственном обществе «свояков» много, им комфортно, они воруют друг у друга потихоньку...

– Значит, одна из главных задач общества – увеличение количества нравственных людей? Как это сделать?

Я знаю только один способ решить эту задачу: стать самому нравственным. Ведь мы, будучи сами несовершенными, всех вокруг почему-то хотим сделать верхом совершенства. Но как только начинаешь кого-то воспитывать и перевоспитывать, обязательно получаешь отпор. Поэтому, например, нужно сначала научиться «не совать нос не в свое дело». Если уж начальник доверил что-то подчиненному, зачем контролировать каждый его шаг? Лучше дать возможность для творчества, понимая, что оба работают в связке. Да, могут быть проблемы, но решаться они должны в рамках своих прав. Это касается как бизнеса, так и воспитания детей, политики...

– В любом городе большинство населения почти всегда недовольно своей властью...

Первое – если население недовольно властью – зачем выбирает? Второе – если ты никогда не был в роли мэра, очень трудно судить о его деятельности. Ведь иногда человек что-то может сделать против совести, искренне думая, что так будет лучше для блага города. Он так думает, это его право. Поэтому трудно судить, всегда ли это зло и всегда ли это плохо. Судить нужно не по делам, а по побуждению. Если человек сидит на вершине и гребет только под себя – зачем он нужен? Если же он пытается что-то сделать для города, но у него не получается, – может, попытаться ему помочь? Поэтому и даются 4 года на то, чтобы проявить себя. Вообще с властью мы чаще стоим на одной ступеньке. Скажем, если народ голодный, бомжи ходят по помойкам, а количество сирот при живых родителях все прибавляется, но при этом мы ежегодно празднуем День независимости – это безнравственно. Лучше все деньги, собранные на праздники, направлять на какое-либо благое дело, но мы все празднуем... А поездили бы чиновники в электричках, – глядишь, по-другому решения принимали бы

– С людьми ясно: выбрали второй, третий раз человека, который не выполняет обязательств, – так на кого жаловаться? А чем чревато это для самого избранного?

Если человек имеет в душе Бога, то он просто не допустит недостойных действий. Но если места для Бога в его душе пока нет, то, как ни огорчительно это звучит, расплачиваться будут и люди, которые его выбирали, и, конечно, сам виновник тоже.

– Вы говорите о непривычных и не всегда приятных вещах. Как Вас воспринимают люди?

Моя цель – пропаганда культуры духовного здоровья. Когда я поняла, что болеют, как правило, хитрые, злобные, жадные и ленивые люди, а мне не верили, тогда я перестала говорить об этом, а начала писать книги. Их также не все принимают, но я знаю точно, что эти книги получают и понимают те, кому нужно. На Востоке существует мудрость: никто тебе не друг, никто не враг, а каждый человек тебе Учитель. Моя первая книжка вышла 5 лет назад, и только сейчас она становится не просто читаемой, а необходимой для многих людей.

- Какова, на Ваш взгляд, миссия нашего города?

Белая Церковь – это город талантов с потенциалом просто безграничным. И конечно, он имеет свое «задание», исходящее из его названия. Вспомним, что каждый цвет существует сам по себе, а вот белый означает их единение. И если говорить о церкви, то я полагаю, что речь идет о душах людей, о том Храме, который должен быть построен в душе каждого. Ведь второе пришествие Христа произойдет не на Земле…

С удовольствием пообщался Валерий Панько (2002 г.)




Немає коментарів:

Дописати коментар