К вопросу о причинах социальной напряженности в украинском обществе и главных факторах ее динамики
Мельников Н.С., д.т.н., академик РАЕН (Москва), Панько В.И., Институт социальной и политической психологии (Киев)
Трансформация современного украинского общества, которая сопровождается экономическим, политическим и духовным кризисами, объективно стимулирует возрастание социальной напряженности и как результат – социальные конфликты. Соответственно, их изучение и прогнозирование, поиск путей разрешения конфликтных противоречий является чрезвычайно актуальным [1].
Социальную напряженность необходимо рассматривать как составную часть динамичного процесса развития любого общества от условного "благополучия" ("социальное равновесие") до состояния социального конфликта и наоборот. Этот процесс можно представить такой схемой:
В дальнейшем мы будем исходить из того, что социальный конфликт при всей его сиюминутной внешней общественной опасности является главной движущей силой социально-экономических преобразований в обществе в историческом аспекте. При этом конечный результат таких преобразований определяется, главным образом, уровнем общественной нравственности и культуры.
Развитие любого общества имеет общие закономерности, поэтому нам представляется важным философское осмысление таких явлений выдающимися мыслителями. Так, Ф. Достоевский выделил следующие стадии развития общества [2]: Равновесие → Брожение → Генерация идей → Появление "делателей" (людей, реализующих выдвинутые идеи) → Процесс преобразований → Качественно новый уровень равновесия.
С этой точки зрения становится понятным успех немногочисленной большевистской партии в деле захвата власти в огромной России в 1917 г. Он был обусловлен именно тем, что большевики сумели продуцировать привлекательные идеи, а также провести отбор и подготовку достаточного количества "делателей". История дальнейшего развития советского общества показала ключевую роль духовности и нравственности как основных критериев для отбора "делателей" (иными словами, в кадровой политике государства).
Социальные изменения в современном украинском обществе, переживающем переходной период, сопровождается кризисными тенденциями, среди которых мы особо выделим следующие:
Развитие любого общества имеет общие закономерности, поэтому нам представляется важным философское осмысление таких явлений выдающимися мыслителями. Так, Ф. Достоевский выделил следующие стадии развития общества [2]: Равновесие → Брожение → Генерация идей → Появление "делателей" (людей, реализующих выдвинутые идеи) → Процесс преобразований → Качественно новый уровень равновесия.
С этой точки зрения становится понятным успех немногочисленной большевистской партии в деле захвата власти в огромной России в 1917 г. Он был обусловлен именно тем, что большевики сумели продуцировать привлекательные идеи, а также провести отбор и подготовку достаточного количества "делателей". История дальнейшего развития советского общества показала ключевую роль духовности и нравственности как основных критериев для отбора "делателей" (иными словами, в кадровой политике государства).
Социальные изменения в современном украинском обществе, переживающем переходной период, сопровождается кризисными тенденциями, среди которых мы особо выделим следующие:
- смену приоритетов в общественной системе в целом и в ее отдельных элементах;
- социально-психологическая неготовность многих управленцев к работе в новых условиях, дезадаптация ряда социальных слоев и групп;
- одновременно с появлением новых организационных форм и структур происходят явления дезорганизации и распада организаций, еще недавно оказывающих влияние на большинство социальных процессов [3].Такое состояние общества имеет свои исторические корни и является следствием деструктивных процессов в Советском Союзе во второй половине 80-х годов.
В результате получилась такая картина:
- Разворованная сравнительно небольшой частью общества страна и огромная разница в доходах различных групп населения.
- Законотворческая деятельность Парламента проводилась, прежде всего, в интересах лоббистских экономических группировок (огромное количество неоправданных льгот, создание законодательства, фактически разрушающего отечественную экономику и стимулирующего "теневой" бизнес).
- Государством обмануто население страны (невыплата пенсий и зарплат, фактический переход к платному здравоохранению и образованию в высшей школе, обесценение вкладов в Сбербанке и др.)
- Иждивенческий патернализм значительной части населения (ожидание незаслуженной заботы государства).
- Потеря способности к производительному труду (ожидание высокой оплаты при низком качестве труда).
- Воровство (хищения "на работе", принявшие огромные масштабы в СССР и продолжающиеся ныне).
- Неуважение к закону и институту права.
- "Усреднение" стереотипов мышления и поведения, уровня достатка и др.
- Исчезновение основных продуктов питания
- Повышение цен
- Замораживание зарплаты
- Прекращение отопления квартир
- Разгул преступности.
И.Е. Бекешкина указывала, что главным мотивом возможного социального протеста является снижение уровня жизни своей семьи (64% респондентов опроса) [5].
Таким образом, для современной Украины характерно превалирование жизненных ценностей, определяющих личные материальные интересы граждан и их физическое выживание. На этой основе мы конкретизируем причины нарастания социальной напряженности вследствие (неадекватного удовлетворения) совокупности или части потребностей и интересов человека и больших социальных групп [5]:- Резкое имущественное расслоение граждан.
- Приватизация общегосударственного имущества небольшой группой лиц.
- Чрезвычайная коррумпированность органов государственной власти [6].
- Отсутствие механизмов влияния отдельных граждан на должностных лиц государства, адекватной материальной ответственности этих лиц за причиненный ущерб от своей деятельности или, наоборот, бездеятельности.
- Разрушение стереотипа патернализма (социальной опеки государством всех слоев общества) [2].
- Стремительное развитие "теневой" экономики [6] и рост нищеты [7].
И.Е. Бекешкина [5] указывала на резкое ухудшение экономического положения в Украине, обусловленное целым рядом объективных и субъективных причин. Это привело к обнищанию большинства населения, крайне обострило ведущий конфликт общества и власти, который выражается, прежде всего, в полной утрате доверия населения ко всем ветвям законодательной, исполнительной (в т.ч. и президентской) и судовой власти.
Плохое функционирование налоговой, регулятивной и правовой систем способствует тому, что значительная часть предприятий прибегает к незаконным действиям. Это значит, что среди населения углубляется неуважение к закону. А чрезмерное вмешательство государства, бюрократический беспредел, огромное налоговое давление и слабое управление стимулировали возрастание теневой экономики [3].
Ухудшилось состояние здоровья населения Украины, уменьшился уровень письменности. С 1991 по 1996 г. резко снизился индекс развития человека ПРООН [4], что отбросило Украину с 32-го на 95-е место среди 175 стран. Внешний долг составляет 43 % от ВВП, задолженность по зарплате – 17,4 % ВВП, а пенсиях – 5,4 % . Таким образом, общий долг государства (без учета долгов по государственным займам у населения) составляет около 66 % ВВП. По официальным данным ВВП сегодня составляет менее 40 % от уровня 1989 г., что свидетельствует о спаде, глубина которого вдвое серьезнее, нежели в США во времена Великой депрессии. Многочисленные факторы, в т.ч. субсидии убыточным предприятиям, монетарная экспансия и большой объем заимствований на невыгодных условиях способствовали экономическому спаду и возрастанию обнищания населения [6].
Практически не изменился бюрократический аппарат (номенклатура), доставшийся Украине в наследство от СССР. Именно "аппарат" способен в корне извратить самые добрые начинания [5].
В таких условиях, по мнению И.Е. Бекешкиной, при реальной возможности конфронтации организаторы массовых волнений могут реально получить широкую поддержку населения. Однако практика показывает, что наличие в обществе сильной социальной напряженности (высокого конфликтного потенциала) еще не может свидетельствовать о перерастании конфликта из стадии противостояния в реальное противодействие сторон [5].
На наш взгляд, экстремальное развитие событий (массовые антиправительственные выступления, забастовки, физическое насилие и др., в которые была бы вовлечена значительная часть населения) маловероятно по причине того, что при наличии всех предпосылок социального конфликта (движущей силы изменений в обществе) мы можем наблюдать в Украине скорее феномен вялотекущей перманентной социальной напряженности.
Для объяснения этого феномена обратимся к диаграмме психофизического состояния Рона Хаббарда, названной автором Динамикой выживания или Шкалой тонов (под тоном понимается кратковременное или продолжительное эмоциональное состояние). При этом будем учитывать: выдвинутую автором гипотезу о выживании как главном мотиве жизнедеятельности человека, динамику эмоционального состояния от 0 (физическая смерть организма) до 4,0 (человек абсолютно счастлив и полон сил), а также то, что нормальным в современном обществе сам автор считает тон 2,8 [10].
Тон
|
Условное
наименование[6]
|
Краткие показатели
|
4,0 |
Энтузиазм
|
Человек
абсолютно счастлив и полон сил
|
3,0 |
Консерватизм
|
Человек
относится к жизни осторожно, но добивается своих целей
|
2,5 |
Скука
|
Человек
потерял какие-то цели в жизни и в данный момент не может найти новых
|
2,0 |
Антагонизм
|
Человек
подозревает, что может произойти потеря важных для него жизненных ресурсов,
или он "застрял" на этом уровне
|
1,5 |
Гнев
|
Человек
сражается с угрозой потерь
|
1,0 |
Страх
|
Человек
понимает, что над ним нависла угроза потерь, или же он "застрял" на
этом уровне в результате прошлых потерь
|
0,5 |
Горе
|
Человек
постоянно горюет из-за своих утрат
|
0,05 |
Апатия
|
Человек
не контролирует себя, совершает странные, непредсказуемые поступки
|
Таким образом, шкала тонов может стать своеобразным индикатором эмоционального состояния общества. Кроме того, необходимо быть готовыми к тому, что процесс улучшения социально-экономической ситуации в Украине будет происходить на фоне обострения социального конфликта (движение по шкале тонов через показатели 1,5 и 2,0).
Почему же прилагаемые высшим руководством страны усилия и даже некоторые положительные тенденции [12] не приводят к реальному реформированию, почему процесс реформ такой медленный и неполный?
Основными причинами этого являются [6]:
- Инерция (наличие в стране определенных ресурсов или доступных их источников, развитой технической инфраструктуры, которые позволяют откладывать проведение болезненных изменений на неопределенное будущее);
- Интересы определенных групп в блокировании развития экономики и общества;
- Ограниченные институциональные возможности (недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов и их количество).
Какой выход из создавшейся ситуации может быть предложен?
Вначале обратимся к экономике и отметим настораживающий факт, который почему-то проходит мимо внимания исследователей и практиков.
По утверждению специалистов Мирового Банка, значительная разница в доходах различных групп населения является обычным явлением в условиях рыночной системы, а возрастание этой разницы – нормальная составляющая переходного процесса. Таким образом, в фундамент рыночной экономики заложен один из краеугольных принципов социального конфликта. И если в Украине планируется внедрение рыночной экономики западного типа, то само западное общество ищет новые модели.
В этом отношении может оказаться полезен опыт Китая, где, как известно, в 50-х годах была проведена культурная революция. Ее общая оценка не является темой настоящего доклада, отметим лишь, что в результате в Китае резко увеличилось количество всесторонне образованных и духовно богатых людей. С началом коренных реформ в стане в 80-х годах именно эти люди в возрасте 30-50 лет стали проводить преобразования, которые позволили в течение 1979-1990 гг. обеспечить рост объемов производства (более 10 % в год) и снизить уровень бедности с 28 % до 9 % [7].
К примеру, при реформировании в странах Восточной Европы упор был сделан на приватизацию государственных предприятий и, в некоторых случаях, земли. В Китае же, наоборот, главной задачей стали маркетизация госпредприятий и рост негосударственного сектора.
Таким образом, китайским лидерам до начала реформ удалось выработать эффективную стратегию (отобрать идеи) и подготовить достаточное количество кадров ("делателей"). А, кроме того – преодолеть естественную инерцию глубинных структур сознания населения [8].
Сформулируем важнейшие принципы, которые должны быть определяющими при формировании внутренней политики государства:
- Примат образования, науки и культуры над экономикой в стратегии развития государства и общества.
- Разработка и реализация собственной модели социально-экономических преобразований[9].
- Культурная революция.
- Революция управления (кадровая и организационная).
- Формирование гражданского общества, создание благоприятных условий для "брожения" идей и формирования "делателей".
- Разработка новой методологии комплексных научных исследований, базирующейся на принципе: изучение человека в обществе → изменение его сознания → изменение среды и условий его обитания [10].
Одним из таких исторических вариантов является приглашение профессионалов из других стран (условно назовем их "колонистами") [11]. В XXI в. ими могут стать этнические украинцы, сохранившие в диаспоре лучшие черты менталитета своих предков, высокообразованные, имеющие не только знания, опыт и определенный капитал, но и практику проживания в гражданском обществе [12].
Какие компоненты социальной структуры могут стать движущей силой общественного прогресса?
Считается, что ею должны стать партии [13]. Мы же утверждаем, что таким "локомотивом" могут стать общественные организации (далее – НГО).
По данным Центра инноваций и развития, 7,8 % населения Украины участвует в деятельности общественных организаций и 4,6 % – партий [11]. Иначе говоря, партии объединяют довольно немногочисленную часть общества, несколько уступая общественным объединениям. Поэтому и партии, и НГО имеют небольшой вес в обществе. Однако потенциальное их значение разное.
Во-первых, абсолютная закрытость для общества источников финансирования деятельности партий позволяет предположить, что партии будут отстаивать конкретные интересы своих финансовых доноров. У НГО источники финансирования зачастую либо дифференцированы, либо используется исключительно труд волонтеров.
Во-вторых, деятельность партий, в основном, циклична – от выборов до выборов и направлена на яркие разовые мероприятия, чтобы получить симпатии избирателей. НГО действуют постоянно, многие успешно занимаются решением жизненно важных социальных и иных проблем общества.
В-третьих, ведущим мотивом деятельности партий является завоевание власти при декларировании общественных преобразований в будущем. НГО уже сейчас фактически служат на благо своего Отечества: решают социальные проблемы, содействуют развитию науки, культуры, здравоохранения и др. Это подтверждает и тот факт, что 15,6 % населения участвовали в программах НГО в качестве волонтеров.
И, наконец, партии в Украине строятся в основном с жесткой иерархической вертикалью, исключающей инакомыслие. При этом "диссиденты" просто выталкиваются, как это видно на примере раскола крупнейших партий (СДПУ, РУХ, СПУ, НДП, КПУ и других). Поэтому "брожение идей", разработка и апробирование механизмов их воплощения, а главное – естественный отбор "делателей" могут состояться именно в демократическом "климате" НГО.
Обобщая все вышесказанное, отметим наличие в Украине социальной напряженности, уже перешедшей из острой фазы в состояние социальной апатии, не грозящей перерасти в открытое противостояние граждан и властей. Вместе с тем, открытый прогнозируемый конфликт менее опасен для государства, чем нынешняя ситуация, грозящая непредсказуемыми поступками граждан, мотивированных необходимостью обеспечения динамики выживания. Поэтому всплеск напряженности в противостоянии власти и оппозиции январе-апреле 2001 г. можно рассматривать как один из показателей "выздоровления" общества и наличия некоторых глубинных положительных изменений в нем.
Разрешение проблем лежит, прежде всего, в нравственной плоскости и требует быстрых и нестандартных решений, развития организационных структур гражданского общества, отбора и подготовки кадров новой формации, а также честности, принципиальности и решительности властных структур высшего уровня при проведении преобразований в государстве. Организационное структурирование общества, базирующееся, прежде всего, на нравственных принципах, позволит создать эффективный механизм его устойчивого развития.
Литература:
- Перебенесюк В.П., Бекешкіна I.E. Соціальні конфлікти і молодь. – К.: Наукова думка, 1994. – С. 82.
- Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. – М.: Искусство, 1991. – С. 229-259.
- Овчаров А.А. Социальная эффективность организаций в изменяющемся обществе. – Дис... канд. социол. наук. – Киев, 1999. – С. 15-16.
- Головаха Є. Демократія чи авторитаризм: який вибір найвірогідніший для України сьогодні та в оглядній перспективі//Політичний портрет України. – № 17. – 1996. – С. 42-43.
- Бекешкіна I.E. Конфліктологічний підхід до сучасної ситуації в Україні. – К.: Абрис, 1994. – 48 с.
- Україна. Відновлення зростання на засадах справедливості: Меморандум про економічний розвиток України / Економіки країн світу: Дослідження світового банку. – The World Bank. – 1998. – С. 10-34.
- Нищета, дети и социальная политика: путь в более светлое будущее //Исследование положения в странах с переходной экономикой / UNICEF. Региональный мониторинговый доклад. – №3. – 1995. – С. 55.
- Нищета переходного периода? / ПРООН. Доклад Регионального бюро по Странам Европы и СНГ. – 1998. – С. 52-53.
- Женщины в переходный период / Региональный мониторинговый доклад UNICEF. – №6. – 1999. – С. 161.
- Хаббард Л. Рон. Дианетика: Современная наука душевного здоровья. – Нью Эра, 1998. – С. 3-32.
- Хаббард Л. Рон. Шкала эмоциональных тонов. – Нью Эра, 1994. – 32 с.
- Україна: Поступ у XXI століття. Стратегія економічного та соціального розвитку на 2000-2004 pp. – Послання Президента України до Верховної Ради України / Урядовий кур'єр. – № 34. – 23.02.2000. – С. 2-5.
- Ізраїль Клейнер. Демократія і держава. – К.: Інститут демократії імені Пилипа Орлика, 1999. – С. 72-75.
- Громадські і благодійні організації України // Огляд результатів дослідження. – К.: Центр інновацій та розвитку, 2000. – 3 с.
Ссылки:
[1] Принципиальная ошибка М.Горбачева, на наш взгляд, заключается в том, что он инициировал деструкцию общества без необходимой подготовки его к изменениям, выдвижения и отбора наиболее интересных идей, а также исполнителей новой формации ("делателей"). Более того – без коренной смены приоритетов развития общества. Таким образом, инициаторы "перестройки", вероятнее всего, главной целью имели не коренное реформирование общества, а лишь снижение социальной напряженности в нем.[2] Государство должно создать эффективные механизмы жизни общества и обеспечить их функционирование (иными словами, установить "правила игры", позволяющие большинству людей успешно решать проблемы жизнеобеспечения самостоятельно), а опекать – только незащищенные социальные группы (инвалиды, малоимущие граждане и др.)
[3] Теневая экономика – лишь опосредованный фактор повышения напряженности посредством отсутствия отчислений в бюджет и Пенсионный фонд и, как следствие, невыплат пенсий и зарплат работникам бюджетной сферы. Вместе с тем, благодаря ее функционированию создаются рабочие места, а занятым работникам выплачивается зарплата.
[4] Показатель благосостояния, отражающий уровень развития страны. Это сводный индекс, включающий продолжительность жизни, уровень знаний и уровень жизни.
[5] Успехи реформ в постсоциалистических государствах Центральной Европы и Прибалтики во многом заключаются в том, что новые политические силы, пришедшие к власти, сумели блокировать любые попытки реанимировать "советскую аппаратную систему" путем 5-летнего запрета представителям коммунистической партноменклатуры занимать посты в государственном управлении.
[6] Используется терминология автора.
[7] К примеру, из 20 основных разработчиков Послания Президента Верховной Раде Украины (2000 г.) лишь один (!) Иван Курас является "гуманитарием", в то время как не менее 14 авторов – представители экономической науки.
[8] Показательный пример инерции сознания – ситуация в Австрии и Германии, в обществах которых сложился стереотип высокого уровня благосостояния и его поддержания как главной задачи государства. И когда в силу объективных причин возникла необходимость некоторого уменьшения государственных социальных расходов, в этих странах начала нарастать социальная напряженность, произошла смена правительств, решившихся на реформы.
[9] Объективно, внедрение западных моделей не может привести к успеху по причине огромных различий в экономике, государственном устройстве и менталитете населения.
[10] Принципиальные отличия постсоветского украинского общества и западного не позволяют некритично использовать научную базу изучения социальных процессов, отражающую процессы в стабильном гражданском обществе, которого у нас еще не создано.
[11] Весьма показательны в этом отношении два исторических периода развития России. В первом (конец XVII- начало XVIII вв.) Петр I сумел сформировать мощную прослойку государственной элиты – профессионалов из числа колонистов и россиян, обученных в Европе. Следующий период (конец XVIII - 1881 г.) начался со второй волны колонизации (екатерининской) и ознаменовался освоением безлюдных степей нынешней Южной Украины, а также мощным рывком в экономическом развитии Российской империи.
[12] В этом случае чрезвычайно важно не повторить печальной истории начала 1990-х годов, когда многие этнические украинцы в условиях чиновничьего беспредела отказались от попыток иммиграции, а также развития бизнеса в Украине.
Немає коментарів:
Дописати коментар